Последние несколько лет жители России все чаще вспоминают свои корни и обращаются к вере предков. Наиболее яркое проявление это носит в ключевых моментах жизни: рождении, свадьбе, смерти. Люди все чаще нуждаются в такие моменты в ощущении связи с Богом. Все большее число россиян становится верующими и надеется, что после смерти связь с высшими силами не прерывается, а человек оказывается на пороге неведомой нам новой жизни.
С каждым годом оформление памятников на кладбище все больше изобилует религиозной атрибутикой. Можно увидеть многочисленные христианские гравюры библейской тематики, кресты надгробий, стоящие отдельно или в виде барельефа на традиционных стелах. Отдельно стоящие кресты изготавливают из самых разных материалов. Они могут присутствовать как изваяния или компоненты окантовки стелы. Современные памятники могут иметь любой рисунок, и потому многие люди считают богоугодным делом гравировку с изображением звонниц или ангелов на надгробии.
Сама православная церковь никаких запретов на подобное не накладывает, но не каждое оформление ритуального памятника она одобряет. По мнению православной церкви памятник для умершего, если он был верующим, должен выглядеть скромно. Правда, понятия «церковный памятник» по отношению к надгробиям не существует, как и деления православных и неправославных памятников на две разные группы.
Религиозные обряды православия приписывают установку креста над могилой сразу после похорон. Только лишь позднее этот крест может быть заменен памятником любой формы. Но по православным канонам желательно сохранить форму шестиконечного креста и после, для чего заказать изготовление памятника с таким крестом из камня или металла. Наиболее популярные материалы: гранит, мрамор, бронза и кованое железо.
При помощи ритуальной графики можно указать на принадлежность умершего к православной вере. Современные методы нанесения изображений на памятник дает возможность оформить его христианской символикой, даже если это просто ровная плита. Очень часто наносится рисунок креста, свечи, лика святого покровителя умершего. Нередко используются и фигуры ангелов или серафимов, но стоит отметить, что православным канонам это не совсем соответствует.
Дело в том, что в христианстве нередко изображают ангелов в ритуальной графике на эксклюзивных памятниках и скульптурах, но это относится к другим конфессиям, но не к православию. А если идет речь об изображении на памятнике церкви, то значение такого рисунка вообще весьма туманно. Подобное изображение может быть логичным, если умерший был священнослужителем в изображаемом храме или помогал его сроить. В противном случае символизм подобной гравировки неясен.
Нередко, после того, как родственники умершего определяются с изображением и надписью для памятника, они выбирают шрифт для эпитафии – надгробной надписи. Нередко для этой цели используется именно стилизованно-кириллический шрифт. Многим кажется, что так надпись будет выглядеть «православнее». Но это скорее заблуждение, чем правда. На самом деле, это скорее декоративный ход, но в нем нет ничего плохого.
Что касается текста надписи, то в ней разрешается использовать каноничный текст православной молитвы или выдержку небольшого размера из Священного Писания. К вопросу выбора слов из оригинальных источников стоит отнестись со всей серьезностью. Нужно быть уверенным в том, что этот источник является первоисточником. Хотя, лучше проконсультироваться с церковнослужителем. Неоригинальный текст или переработанный другими конфессиями – не самая удачная идея.
Все вышесказанное говорит о том, что памятник для православного умершего должен быть скромным и сдержанным. Демонстративная яркость и пышность ни в коем случае – не признак силы веры. Это скорее изображение меры тщеславия. Самый главный элемент на памятнике умершего православного христианина – простой шестиконечный крест. Это же и отличительная черта православной веры.